Сам себе кинозал
Сегодня мы рассмотрим телевизор, который заслуживает особого внимания
по нескольким причинам. О первой скажем фразой, которая прочно вошла в
лексикон: размер имеет значение. Экран с диагональю 165 см нельзя не
заметить. Не менее важно, что за ним скрывается. В случае JVC
HD-65DS8DD - это корпус глубиной всего 29,5 см, то есть вполне
сопоставимый с ЖК и плазменными панелями, имеющими аналогичную
диагональ экрана.
Кто-то скажет: - Это прекрасно, но «сопоставимый» не значит более
тонкий. Для чего обращаться к технологии, которая известна на рынке
гораздо меньше, чем плазма или ЖК?
Ради ответа на этот вопрос мы и сделали тестовый обзор. Его автор и сам
не раз сомневался в целесообразности такого широкого предложения
технологических решений, которое есть на рынке в настоящее время.
Видимо, можно говорить о случаях, когда потребитель новой технологии на
самом деле оплачивает её дальнейшую разработку, а не лучшее техническое
решение для своих запросов (например, первые Blu-ray плееры или AM-OLED
телевизоры). Проекционные телевизоры – далеко не новинка, и у
обозревателей за годы сложилось о них достаточно определённое, и, что
греха таить, не самое лучшее мнение, которого придерживался и автор.
Обычно говорят о недостаточной яркости изображения, громоздкости
конструкции и общем снижении качества картинки, которая в худших
случаях начинает напоминать всем известные экранные копии DVD. Тем
приятнее поделиться новыми положительными впечатлениями, потому что ни
один из названных «пунктов обвинения» к JVC HD-65DS8DD не применим. Но
лучше обо всём по порядку.
О дизайне и технологиях
Начнём с технологий. Их JVC описывает подробно и, главное, убедительно
- никаких потоков слов типа « самое совершенное для наилучшего, чтобы
было идеально» вы в информационных релизах компании не встретите.
Простые технологии в современной технике не применяются, поэтому лишь
перечислим с максимальным упрощением основные принципы, положенные в
основу работы проекционных телевизоров. Главное отличие от ЖК и плазмы
в том, что экран проекционника совершенно пассивен – изображение лишь
переносится на него с помощью системы линз, призм, и зеркал. То есть в
телевизоре происходит то же, что и в кинозале, только «кинозал» за
ненадобностью сжат так, чтобы уместиться внутри корпуса. Первые
проекционники увеличивали изображение, полученное с помощью
электронно-лучевой трубки и по этой причине были очень громоздкими.
Современные проекционные технологии в качестве источника изображения
используют LCD (жидкокристаллические) или DMD (цифровые
микрозеркальные) –матрицы. Первые дешевле. Но в базовом принципе их
использования – работе «на просвет» мощной лампой – лежит корень многих
недостатков полученного с их помощью изображения. Главные из них – это
недостаточная яркость и хорошо заметная при увеличении изображения
пикселизация. Становится видна точечная (пиксельная) структура
картинки, словно смотришь сквозь сетку. К этому добавляется и
недостаточная глубина чёрного, за которую ругают и ЖК-телевизоры.
Микрозеркальные проекторы качественно лучше (они работают на отражение,
а не на просвет), но обладают очень существенным недостатком – высокой
стоимостью. В идеале в них (как и в LCD-проекторах) должно
использоваться 3 матрицы-чипа. Из-за дороговизны последних научились
обходиться одним, попеременно используя его в качестве источника трёх
основных цветов. В результате изображение самых доступных (но всё равно
довольно дорогих) DMD-проекторов стало мерцающим и сопровождается
радужным эффектом. Сразу этот недостаток не заметен, как и мерцание
плохого ЭЛТ-монитора, например, но утомляет зрение даже больше.
Проекционная технология JVC называется HD-ILA. В её основе лежат
микродисплеи из жидких кристаллов на кремниевой подложке. Отличие от
проекторов на ЖК-матрицах двоякое: во-первых, работа на отражение, а не
на просвет, и, во вторых, управление жидким кристаллом за счёт
трёхмерного, а не плоскостного расположения проводников. В результате
изображение приобретает повышенную контрастность и пиксельная структура
чипа остаётся невидимой. ILA – это усилитель светового потока (image
light amplifier). Несколько тонких плёнок с особыми оптическими
свойствами, зажатые между стеклянными пластинами, позволяют получить
особенно яркую и контрастную картинку. Схема получения изображения на
экране проекционного HD-ILA телевизора выглядит так.
Картинка получается с помощью трёх матриц НD-ILA с разрешением 1080 х
1920, то есть в на экран проецируется изображение полного высокого
разрешения из 1080 строк. JVC HD-65DS8DD способен генерировать его с
прогрессивной развёрткой (соответствует «старшему» формату телевидения
высокой чёткости 1080р). Встроенный тюнер DVB-T (цифрового наземного
вещания, кабельные и спутниковые каналы к нему не относятся) может
принимать сигнал только с чересстрочной развёрткой 1080i (как и все
современные серийные телевизоры, таков стандарт). Полное высокое
разрешение доступно с помощью двух имеющихся интерфейсов HDMI. Также
есть компонентный видеовход, 2 разъёма SCART, D-Sub, линейный аудио- и
видео-выход и разъём для подключения наушников. Есть слот для карт
памяти PCMCA. Приятно, что разработчики позаботились об удобстве
пользователя и сделали заднюю стенку немаленького аппарата «глухой», а
все разъёмы разместили в закрываемых пластиковыми крышками нишах на
правом торце корпуса и на лицевой панели. Вот вид справа.
Телевизор можно поставить вплотную к стене и больше не двигать (весит
55 кг). Его рекомендуется приобретать с оответствующей тумбой-стойкой
(JVC RK-C65SL8). Так конструкция будет максимально прочной и
эстетичной. О прочности конструкторы позаботились особо – корпус имеет
алюминиевую раму. Но если от тумбы отказаться, для устойчивости
придётся использовать дополнительные металлические упоры, закреплённые
на раме. То есть фирменная стойка – это весьма желательный атрибут.
Сразу заметно отсутствие на корпусе каких – либо мелких деталей,
элементов украшения и управления. Поначалу это несколько
обескураживает, но в ходе просмотра такое дизайнерское решение
становится понятным и его нельзя не признать логичным, а почему –
скажем ниже.
Органы управления довольно быстро находятся под откидной крышкой на
лицевой панели вместе с разъёмами для оперативных подключений. Эта
панель выполнена весьма аскетично.
На ней очень кстати пришёлся бы ещё один разъём HDMI – видеокамеру
удобнее подключать именно здесь. Сейчас у топовых моделей принято
делать таких разъёмов побольше. USB тоже не помешал бы. Но в итоге
минимализм разработчиков признаёшь продуманным решением. Причина,
видимо, всё та же, о которой скажем при описании просмотра.
Настраиваем и смотрим
Если аппарат настроен на работу с сигналом внешнего источника, а
последний не включен, экран светится ровным голубым светом и
отображается номер включенного входа.
Начинаем с настроечных таблиц и знакомимся с настроечным интерфейсом. Он прост, логичен и интуитивно понятен без инструкции.
Настроечные таблицы не отняли много времени и легко позволили получить
прекрасный результат итогового стресс-теста, отображающего возможность
воспроизведения изображения с исходной низкой контрастностью.
Такая хорошая различимость под силу не каждому ЖК-телевизору или плазме
– часто приходится видеть результат, при котором тестовые фигуры со
значением 1-2% вообще не различимы. Яркостные показатели в норме, при
том что тестовый просмотр проходил под яркими офисными лампами. С
представлением о низкой яркости всех проекционников нужно прощаться.
В качестве источника сигнала высокого разрешения (1080i) используем видеокамеру с жёстким диском.
Демонстрационный ролик не слишком богат по сюжету, но даёт прекрасное
представление о детализации и цветопередаче. Подключаем камеру с
помощью HDMI, включаем видеоролик, поднимаем глаза на экран – и сразу
становится понятно, почему корпус столь монолитен и не имеет
дружелюбных органов управления. Вблизи просмотр невозможен физически –
испытываешь то же ощущение, что и приблизившись к живописному полотну
вплотную. Видишь буйство красок, но не картину, и вольно или невольно
пятишься назад. Далеко пятиться не придётся. Обычно рекомендуют
просмотр с расстояния не менее 3-х диагоналей экрана. В случае с JVC
HD-65DS8DD достаточно 4-5 метров. При взгляде на экран с этого
расстояния хочется воскликнуть: - Кино! Больше всего живая картинка
напоминает именно кинотеатр. Изображение сочетает высокую детализацию с
отсутствием зернистости и глубокими цветами. Как видите, все цветы как
живые…
На портрете хорошо видна каждая чёрточка и каждый волосок на коже.
Телесный цвет передан, пожалуй, более естественно, чем на средних
цифровых фото.
А раз достоинства изображения видны только издали, пользоваться
кнопками на корпусе придётся не часто, и не всякое устройство удобно
подключать для просмотра (только относительно небольшой экран может
оптимально служить и компьютерным монитором, и дисплеем для переносных
устройств), поэтому и интерфейсов несколько меньше, чем ожидаешь в
первый момент.
Управление во всех случаях удобнее осуществлять с пульта. Проекционник
комплектуется типовым ПДУ, как и все «старшие» модели JVC. Поначалу он
кажется простоватым в плане отделки, но быстро понимаешь, что более
функционального устройства не придумать, и эта простота оптимальна.
Лишённый элементов украшательства, пульт очень лёгок и хорошо лежит в
руке не только за счёт формы, но и благодаря резиновым накладкам с
боков.
Можно поочерёдно управлять одним из трёх совмещённых с телевизором
устройств. О выбранном источнике сообщает кратковременное включение
светодиодной индикации.
Высокое разрешение выглядит очень привлекательно. Посмотрим, что будет
с разрешением стандартным. Для оценки используем хорошо знакомые нашим
читателям ремастеринговые копии «Город Зеро» и «Апокалипсис сегодня».
Они выбраны потому, что на их материале хорошо виден результат работы
систем улучшения изображения. В этой области JVC применяет оригинальную
систему D.I.S.T. (Digital Image Scaling Technology). Это комплекс
алгоритмов, улучшающий все базовые характеристики картинки. В основе
комплекса - базовая технология масштабирования изображения. Так как
современные плоскопанельные телевизоры создают изображение полностью
цифровым методом, оптимальный путь улучшения картинки в случае
неидеального сигнала источника – это расчёт дополнительных строк и
генерация дополнительных кадров вместо механистических решений типа 100
Гц, часто применяемых в ЭЛТ- телевизорах и только увеличивающих
цифровые искажения. В JVC HD-65DS8DD применена ситема D.I.S.T. 6-го
поколения – это высший уровень сложности, на котором к базовой
технологии добавлено 5 дополнительных систем. Тестовые фрагменты
воспроизводились DVD-плеером, имеющим разъём HDMI, но в стандартном
разрешении.
Снимки сделаны при ярком внешнем освещении и с небольшого расстояния.
Несмотря на неидеальные условия, телевизор справился с задачей хорошо.
И «Апокалипсис …», и «Город Зеро» смотрятся вполне живо даже без
применения увеличения разрешения (скалирования). В кадрах первого
фильма видны все детали без подчёркивания недостатков, разве что
удалось заметить царапины на исходной киноплёнке, а это скорее
свидетельство высоких характеристик (при плохом воспроизведении ничего
не будет заметно из-за зернистости и невысокой контрастности).
Второй фрагмент ещё «труднее» - толи сохранился меньше, толи восстановили хуже. Но ночная сцена у дуба «читается» вполне ясно...
Затем смотрим ТВ-сигнал стандартного разрешения. Можно твёрдо сказать,
что его качества для JVC HD-65DS8DD «маловато будет». На экране 65
инчей из любой мухи можно сделать если не слона, то очень заметное
явление. А аналоговый эфир полон помех. Но смотреть можно, хотя
временами изображение напоминает о тех временах, когда в темноте
кинозала в момент потери резкости на экране раздавались крики –
Сапожник!
Нет, если уж покупать такой серьёзный телевизор, нужно позаботиться и
об источнике телевидения высокого разрешения, что в наше время уже не
проблема. А через 2-3 года и центральное телевидение подтянется до
возможностей этого DVB-T телека (у нас принят именно этот стандарт
цифрового вещания).
О качестве встроенной акустики
Воспринимать звук телевизора всерьёз не принято. Обычно учитывается
качество работы динамиков в условиях пластикового корпуса (главное,
чтобы он не резонировал), отсутствие заметных искажений на максимальной
громкости, воспроизведение максимально широкого спектра частот.
Протестированные нами модели обнаруживали большую или меньшую
насыщенность по низким частотам и ту или иную степень реализации
пространственных эффектов. Ни у одного известного нам телевизора со
встроенными динамиками их звучание не может поспорить даже с простейшим
домашним кинотеатром. JVC HD-65DS8DD воплощает именно попытку такого
спора. Аудио-технологиями JVC занимается издавна, а в последнее время
особенно «досталось» телевизорам с плоским корпусом. Во многие модели
встроены фирменные спаренные наклонно-конусные динамики, дающие
удивительно богатый для плоского пластикового ящика звук. В JVC
HD-65DS8DD использована ещё более прогрессивная разработка – динамики
оригинальной конструкции Direct Drive, которые, насколько нам известно,
используются ещё только в системах домашнего кинотеатра Sophisti
(кинотеатр имеет систему акустики 3.1, призванную создавать виртуальное
звуковое окружение без использования тыловых громкоговорителей, как и
телевизор). Кроме них использовано 2 купольных головки и сабвуфер.
Отсюда и особенности звучания телевизора. Динамики Direct Drive со
сложной конфигурацией диффузора и несколькими головками отличаются от
хорошо известных конусных и купольных более широкой направленностью,
что так важно для пространственных звуковых эффектов. Зная акустическое
«вооружение» телевизора, ожидаешь чего-то особенного. Но при тестовом
прослушивании автору так и не удалось констатировать чуда. Звучание
очень детализированное, прозрачное и без искажений, но глубоких басов и
пространственных эффектов не было слышно. Возможно, причиной тому
послужило неблагоприятное окружение зала, перегруженного техникой, ведь
виртуальный окружающий звук – это «обман» слуха, то есть эффект
достаточно тонкий, зависящий от объективных и субъективных факторов. В
итоге автор так и не убедился в возможности отказа от качественной
внешней акустики. С другой стороны, если пользователь не кино-меломан,
мощность в 30 Вт, реализованная с таким количеством динамиков может
показаться даже избыточной. Настраивается акустическое богатство очень
просто, с помощью наглядного графического интерфейса:
На этом можно подвести итоги.
Резюме
JVC HD-65DS8DD представляет собой элитный телевизор с диагональю экрана
165 см и оригинальными, отличными от других проекционных технологий,
ценными свойствами изображения. По сравнению с большими плазменными и
ЖК –панелями проекционный телевизор HD-ILA даёт более
«кинематографичную» картинку. Уровень чёрного цвета превосходит
показатель ЖК-технологии, контрастность не уступает плазменным панелям.
Показатель яркости не хуже, чем у названных выше альтернативных
решений, и превосходит 3- LCD проекторы. Полностью исключена
пикселизация картинки, свойственная нелучшим дисплеям и проекторам.
От проекторов телевизор выгодно отличается отсутствием необходимости
затемнять помещение, а также большим сроком службы лампы (около двух
лет) и её относительно невысокой стоимостью (около $ 400). Требуется
значительно меньшая мощность лампы, что повышает долговечность и
снижает потребление энергии.
Главная функциональная особенность телевизора – возможность просмотра
только со значительного расстояния, превышающего две диагонали экрана.
По этой причине он никак не подходит для небольших или тесных
помещений, не дающих необходимой перспективы.
От предыдущих моделей этот телевизор отличается существенно как по цене, так и по функциональным возможностям.
JVC HD-Z56RX5 (модель 2005 года) обладает разрешением всего 720 х 1280
(что неплохо для класса HD Ready). Модель JVC HD-Z70RF7 (2006 год)
поддерживает форматы HD только до 1080i, и обладает значительно
большими габаритными размерами при несколько большей диагонали экрана
(первая цифра в названии модели – диагональ в дюймах). Габаритные
размеры 1626 х 1167 х 519 мм. А модель JVC HD-65DS8DD имеет габариты
1454 х 1050 х 295 мм.
Достоинства:
Качество картинки, напоминающее кинематографическое
Высокие показатели яркости и контрастности
Фирменная система улучшения изображения D.I.S.T. 6-го поколения
Достаточно компактные для большого экрана габаритные размеры и
приемлемый вес (оба показателя вполне сопоставимы с плазмами и ЖК с
аналогичной диагональю)
Оптимальная реализация полного высокого разрешения без искажений, артефактов и пикселизации
Прекрасная цветность.
Встроенный DVB-T цифровой тюнер
Мощный качественный звук
Недостатки:
Необходимость замены лампы через 2 года работы.
|